Ив Танги (05.01.1900 – 15.01.1955гг.) – французский художник-сюрреалист, известный своими необычными пейзажами -"галлюцинациями". В его абстракциях точно выстроена перспектива и выдержана светотень, за счет чего создается эффект объемности, бесконечности и сверхреальности. Основу его работ составляют причудливые округлые формы, напоминающие плавающих амеб, морской планктон, водоросли, кораллы. Морская тематика неспроста охватила его внимание.
Ив Танги родился в семье морского офицера в Париже. В 1918 году он начал службу на торговом флоте, спустя два года - добровольцем в африканском корпусе в Тунисе. В 1922 году вернулся в Париж, без денег и без постоянной работы, едва сводя концы с концами.
В 1923 году Танги, вдруг, решает стать художником. Он никогда не обучался живописи. Желание "творить" появилось во время посещения выставки Джорджио де Кирико, в творчестве которого Танги увидел таинственно-фантастические образы, которые "разожгли" воображение будущего художника.
На первых порах Ив Танги рисовал в кафе Парижа, а в 1924 году благодаря его другу, поэту Жаку Преверу, Танги был предоставлен для работы павильон в районе Монмартр (холм Монмартр - высочайшая точка в Париже). В этом же году происходят изменения в творческом направлении художника: после посещения выставки "Сюрреалистическая живопись", где были представлены работы Макса Эрнста, Жана Арпа, Жоана Миро и Пауля Клее, художник Ив Танги безжалостно уничтожает свои прежние работы и начинает создавать "автоматические рисунки" - образы из подсознания.
С 1927 года в картинах Ива Танги начинается прослеживаться его излюбленная тема - перспектива, уходящая вдаль, парящие или плывущие округлые формы, напоминабщие амёб. Художник словно переносит зрителя на другую планету или возвращает в момент зарождения жизни на Земле - в царство простейших организмов. Картины исполнены, в основном, в холодных, серо-синих тонах. В работах Танги наблюдается его способность видеть и определять светотень, что придает картинам еще большую объемность и неземную, сверхреальную окраску.
1927 год полон для художника знаменательными событиями: Танги устраивает свою первую персональную выставку и женится на своей подруге Жанетте Дюкрок.
Так зарождались абстракции Танги: "Картина развивается на моих глазах, раскрываясь как сюрприз в прогрессе. Именно это дает мне чувство полной свободы, и по той причине я не в состоянии формировать план или делать эскиз заранее».
В 30-е годы Ив Танги начинает свое путешествие по Северной Африке, где открывает для себя новые ландшафты, скалы, которые находят отображение в его работах. Картины художника увеличивается в размерах. Формы изображаемых образов становятся более узнаваемыми.
В 1939 г. Танги переезжает в Нью-Йорк. Разводится со своей супругой и через год женится на американской художнице Кей Сейдж, котоорая также являлась последовательницей сюрреализма.
Работы художника постоянно выставлялись в галерее школьного друга Танги - Пьера Матисса, благодаря чему его картины быстро приобрели успех и популярность.
В 40-е годы картины Танги начинают наполнятся более яркими цветами - красным, желтым, оранжевым. Формы становятся более заостренными. Появляется некая агрессия.
В начале 50-х его здоровье сильно пошатнулось. "Умножение арок" - последняя картина художника. В ней видится бесконечное число обломков, словно огромная империя распалась на множественные части, и теперь это всё лежит, почти бесцветное и никому не нужное. Так, рухнула жизнь и самого художника в 1955 году.
Танги умер, будучи гражданином США. Отношения с Андре Бретоном были закончены еще в 40-е, когда вместе с популярностью росло и благосостояние художника. Но Бретон расценил это как "обуржуазивание" и вычеркнул его из списка друзей.
Ив Танги был художником-самоучкой, но его творчество было признано во всем мире. Это тот пример, когда талант, огромное желание его развивать и демонстрировать, плюс вера в себя, дают гораздо больше, чем образование, полученное в лучших учебных заведениях мира.