Жоан Миро (20.04.1893 – 25.12.1983гг.) – испанский художник, график, скульптор, дизайнер. Один из самых значимых представителей абстрактного искусства. Работы Миро близки к сюрреализму и представляют собой "вспышки" подсознательного, обрывки снов и фантазий, запечатленных ребенком (некоторые работы Миро действительно напоминают детское творчество, где фигуры лишь отдаленно напоминают реальные предметы). В творчестве художника прослеживается влияние фовизма, кубизма и экспрессионизма. Миро не признавал обычные методы живописи: "Я думаю, что после грандиозного движения импрессионистов, постимпрессионистов, символистов. после фовистов и кубистов [...] мы пришли к свободному искусству, главный упор которого делается на внутренние вибрации созидательной души. Это современное аналитическое движение возвысит дух к яркой свободе". (из письма Энрику Рикару, своему сокурснику и другу).
Жоан Миро закончил не только Школу изящных искусств, но и бухгалтерский курс- по просьбе родителей. После тяжелой болезни, настигшей художника в 1911 г., Миро окончательно решает стать художником и поступает в частную художественную академию Франсиско Гали в Барселоне. Картина "Фермер" считается его первой серьезной работой.
В 1917 г. состоялась первая персональная выставка художника. В это время его работы направлены в сторону фовизма и кубизма. Увы, выставка не принесла Миро ожидаемого успеха, ни одна из 64 работ не была продана.
В 1918 г. в творчестве Миро происходят некоторые изменения в его стиле: картины становятся очень детализированными, очерченными. Появляется глубокая перспектива. Работы становятся реалистичнее, хотя сохраняют резкость линий и контрастность,, свойственных художнику.
В 1920 г. Жоан Миро переезжает в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо и Анри Массоном. Вдохновившись их творчеством Миро создает несколько кубистических работ.
Эта картина была куплена Эрнестом Хемингуэем. Именно "Ферма" завершает этап его "поэтического реализма". В том же году (1921) Миро принял участие в международной выставке, которая также не принесла ему значительного успеха.
С 1923 года нкартины художника постепенно начинают приобретать сюрреалистический характер. Жипопись Миро наполнена геометрическими формами и напоминает графику. Андре Бретон отзывался о Миро, как о "самом большом сюрреалисте".
Эта картина демонстрирует новый, собственный и неповторимый стиль Миро. В его абстракциях этого времени наблюдается минимализм, в котором обязательно есть линия горизонта, разделяющая сюжет на две части, небесное светило и фигура (предмет), соединяющая эти две части.
В 1928 году художник путешествует по Голландии. Вдохновившись работами старых мастеров - Ван Дейка, Вермеера - Миро пишет серию работ "Голландские интерьеры". В его творчестве снова наблюдаются перемены - яркие цвета, большое количество фигур, скрывающие образы животных, птиц, людей, предметы обихода. Он словно "замуровывает" их в геометрические формы и задает задачу зрителю попробывать их отыскать. На эти работы можно долго смотреть и с каждым разом видеть в них все больше и больше.
В 1929 году Миро женится на Пилар Ханкоса, через год на свет появляется их дочь Мария Долорес. В это время Жоан Миро начинает создавать коллажи, которые приковывабт внимание зрителей и критиков. С этого момента карьера художника начинает "идти в гору". Проведенная выставка в Барселоне принесла долгожданный успех.
Картина-поддержка народа и республиканцев во время Гражданской войны (1936 г.)
Миро с семьей спасаются от фашизма в Париже. Без денег, квартиры, мастерской, они вынуждены жить в дешевом отеле. Так родилась эта картина - прообраз голода, нищеты, лишений.
Война, борьба с фашизмом, личные переживания - все это подтолкнуло художника к поискам нового "языка" выражения своих чувств.
Именно с серии "Созвездия" (серия из 23 небольших гуашей) начинается мировая известность Жоана Миро. Далее - заказы на росписи стен ресторана "Ле Гурмы", терассы отеля "Хилтон", создание фрески в Гарвардском университете, роспись стен в Юнеско (за что был награжден Гран-При Фонда Гуггенхайма), множество выставок в качестве великого мастера. В начале 70-х Миро увлекается скульптурой.
В 1975 году он создал Фонд Миро: "Нет, Фонд Миро - это не музей. Я не хотел бы. чтобы это было чем-то холодным, застывшим, мертвым. [...] Молодые художники придут сюда работать и выставлять свои произведения", - вот какова была задумка Жоана Миро.
В 1983 году художника не стало, но остались его 2000 картин, 500 скульптур, 400 керамических работ, 5000 рисунков и коллажей.
И, напоследок, цитата Жоана Миро о живописи: "Работы должны быть задуманы с огнем в душе, но выполнены с клинической прохладой".